Хроника событий 2000 года


 

.  

Железная дорога жизни

16 декабря для нашего города остается днем торжества и скорби. Подумаешь, скольких жертв, скольких солдатских жизней стоило освобождение Калинина, и героический пафос сходит на нет. Но – не память о героях, освобождавших и с неменьшим мужеством восстанавливавших город.

С тех пор минуло почти шесть десятилетий, но ежегодно в преддверии 16 декабря прошлое оживает со всей пронзительностью. И так, тот же декабрьский день 1941 года. 14 часов 30 минут. Наши воины заняли Советскую площадь и железнодорожный вокзал. Комиссар Гильченок водрузил красное знамя на речном вокзале. Комиссар Денисенко – на железнодорожном. Отступая из лежавшего в руинах, обращенного в пепел города, теснимые советскими солдатами захватчики взорвали мост через Волгу и железнодорожный мост. На калининском железнодорожном узле все постройки превратились в развалины: и вагоноремонтный пункт, и старейшее здание локомотивного депо. Излишне говорить, сколь важное стратегическое значение имели железные дороги. Даже будучи изгнанными из Калинина, немцы продолжали непрерывно бомбить железнодорожный узел, вернее, то, что от него осталось. Мешкать было непозволительно. Уже 20 декабря в Калинин в качестве политрука железнодорожного узла для организации восстановления оного направляется Николай Каликин. Все до одного путейцы – машинисты, кондукторы, дежурные по станции, дорожные мастера, путевые рабочие, смазчики, стрелочники, обходчики – привыкли к вою вражеских самолетов и делали свое дело грамотно и самоотверженно, находясь у смерти на мушке. Начальник вагонного участка Серяков возглавил работы по восстановлению своего предприятия. И вскоре вагонно-ремонтный пункт реанимировали. В считанные дни было отремонтировано с полсотни паровозов, еще недавно годившихся разве что в металлолом. С отчаянной удалью действовали начальник дистанции пути Мартынов и дорожный мастер Зайцев, ремонтировавшие рельсы. Непригодные для движения составов были заменены, неисправным вернули прежний вид.

 

Стрелки вели … к победе

Как известно, зима 1941-42 годов была на редкость суровой. То лютый мороз, то снегопад. Пути от обильного снега очищали вручную. Город пришел на подмогу станции, ежедневно отряжая на очистку путей до 600 человек. Между тем, у многих находился особый – ответственный фронт работ. Забыв о времени, восстановлением связи занималась ударная тройка электромехаников – Прохоров, Михайлов, Морозов. При деле (да еще каком!) были начальник станции Глазунов и дежурный Жаров. Под их бдительным руководством возвратили в строй стрелочное хозяйство. Тем временем отстроили и стрелочный пост, и здание вокзала. К 10 февраля 1942 года ремонтные бригады депо поставили на колеса еще семь паровозов, были заново обустроены и сами цеха паровозного депо. Именно в этот день станция Калинин стала функционировать, воссоединившись с протяженной Октябрьской железной дорогой.

Первым делом – танки…

Однако ни о каком долгом ликовании по случаю восстановления станции не могло быть и речи. Война, по сути, только разгоралась, и Калининское депо немедленно включилось в активную фронтовую жизнь. Однажды с передовой в депо притащили поврежденные танки. “Срочно отремонтировать”, - передали железнодорожникам безапелляционный и по-военному лаконичный приказ. Дело предстояло не просто сложное, а невиданное доселе. Сами танкисты засомневались: мол, смогут ли путейцы залатать бронь на раненых “железных зверях”? Пристально осмотрев повреждения, сварщик Александр Суворов покачал головой. А вслух сказал: “Будет сделано”. – “По-суворовски”, - бросил кто-то острое словцо. – “Так точно”, - непоколебимо ответствовал сварщик. И взялся за работу. Работал он практически лежа под броневым чудовищем. Искры и окалины сыпались на лицо, но прикосновения огня казались легкими поцелуями снежинок. До таких ли мелочей?.. Железный человек и сварщик Суворов так и не увидел белого света. Разумеется, пока не положил последний шов. Боевые машины вышли из ремонта точно в назначенный срок.

Выездная редакция Политуправления НКПС выпускала листки “На боевом посту”. В них говорилось: “За оказанную помощь по ремонту боевых машин и проявленную при этом патриотическую заботу о боевой технике и ускорению отправки ее на передовые линии фонта командование Н-ской танковой части объявляет благодарность тт. Мартынову, Данилину, Суворову, Андрееву, Шугановой и Былинкиной. Каждому из названных путейцев благодарности были занесены в трудовые книжки. В подарок Красной Армии в 42-ом году было отремонтировано восемь танков, одна легковая машина и четыре грузовые, пушка и пулемет Дегтярева.

…а потом и самолеты

Тверские (калининские) железнодорожники изрядно подсобили не только сухопутным войскам, но и авиации. Комсомольцы железнодорожного узла станции Калинин решили организовать сбор средств для эскадрильи имени Лизы Чайкиной. Столь необходимую акцию они устроили совместно со сверстниками завода КРЕПЗ и областной конторы Госбанка. Было собрано и передано Красной Армии для постройки звена самолетов 250 тысяч рублей. Вот что писала “Пролетарская правда” от 4 февраля 1943 года: “Заснеженное летное поле. В грозном молчании застыли боевые “Яки”. Работники авиационной промышленности выполнили наказ калининских комсомольцев. На боковой белизне каждого самолета пламенеет яркая надпись: “эскадрилья имени Лизы Чайкиной от калининского комсомола”.

“Яки”, построенные на собранные калининской молодежью средства, “где родились, там и пригодились”. На этих самолетах летчики защищали Калининский и Бологовский железнодорожные узлы, а также охраняли покой в небе над Ленинградом и Волховом.

 

Цистерны крови, или Лечиться, так с музыкой

Клуб железнодорожников “Октябрь” был и остается известным в городе учреждением культуры. А во время войны, будучи кратковременными хозяевами Калинина, немцы использовали “Октябрь” по весьма далекому от культуры назначению, устроив в клубе конюшню. Когда враг был вытеснен из города, в клубе был организован эвакогоспиталь. Произошло это 26 февраля 1942 года. К клубу “Октябрь” подогнали паровоз, в котле согрели воду и кипятком оттаивали лед, мыли здание. Сюда стали поступать раненые, которых транспортировали в новосозданный лечебный пункт на трамваях, переделанных на манер “скорой помощи”. Железная обшивка трамвая сзади вспарывалась, получалась своего рода дверь. Отсюда пострадавших бойцов и переносили в госпиталь. Сотрудники госпиталя, железнодорожники собрали около цистерны крови для переливания раненым. Спасенные жизни не поддаются подсчету, зато поддается пониманию, что война, общее горе делали людей жертвенней и родственней. И родственней – не только по крови.

Любовь Шулепова перевязывала раненых на двенадцати госпитальных столах. Работала мужественно, образцово. После войны Любовь Михайловна трудилась в калининской железнодорожной больнице. А тогда… простреленные, покалеченные воины нуждались не только в простом уходе и физической помощи, но и в моральной поддержке. Под руководством Марии Александровны Блиновой на местном железнодорожном узле силами женщин–общественниц была создана концертная бригада, уникальная в своем роде. Бригада выступала в госпиталях города Калинина, провожала бойцов на фронт. Находившиеся на излечении рядовые солдаты и офицеры на листках из школьных тетрадей писали горячие благодарственные письма в адрес участниц концертной бригады. Эти признания до сей поры хранятся в нашем железнодорожном музее.

 

Во спасение столиц

Перелистнем еще одну страницу войны. 15 августа 1943 года командование участка военно-строительных работ наградило почетной грамотой секретаря узлового парткома Бориса Николаевича Петрова за образцовое выполнение задания по строительству государственного рубежа обороны. Как известно, ни в Москву, ни в Ленинград фашисты не пробились. Октябрьская магистраль работала с полной нагрузкой. Калининские поездные бригады вели по “Дороге жизни” составы с боеприпасами, горючим и продовольствием в осажденный Питер. Шли составы и в первопрестольную. О героических усилиях наших путейцев не забыли после войны. 24 ноября 1946 года коллективу паровозного депо станции Калинин было вручено на постоянное хранение Красное Знамя от наркома путей сообщения – за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. И еще одна реликвия хранится в тверском филиале Центрального музея Октябрьской железной дороги – благодарственная телеграмма от председателя Госкома обороны, отражающая подвиги земляков – путейцев и адресованная Б.Н. Петрову:

“Прошу передать железнодорожникам ст. Калинин Октябрьской железной дороги, собравшим, кроме ранее внесенных 400 тысяч рублей на строительство танковой колонны для Калининского фронта, дополнительно 250 тысяч на строительство звена самолетов, железнодорожникам Калининского узла мой братский привет и благодарность Красной Армии”.

 

Автор благодарит старшего хранителя фондов Тверского филиала Центрального музея Октябрьской железной дороги Раису Филипповну Дроздову за помощь в подготовке материала.

“Вся Тверь” № 51 (г. Тверь), 15.12.2000,
“ Железная дорога жизни ”,
Святослав Михня

 

.

 


Назад

К главному меню