.

 

Свистунова Лидия Александровна
(27.01.1920 — 10.04.1943)

Лидия Свистунова

Свистунова Лидия Александровна (27.01.1920 - 10.04.1943), гвардии младший лейтенант, штурман 3-й эскадрильи 46-го гвардейского Таманского ордена Красного Знамени авиационного женского полка ночных бомбардировщиков. Родилась в Твери, окончила семилетнюю школу №4 (1935) и среднюю школу №8 (ныне №21) (1938). Поступила на планово-экономический факультет Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Учёбу совмещала с занятиями в аэроклубе в подмосковном Реутово (прыжки с парашютом, пилотирование), а в 1940-1941 гг. работала там же лётчиком-инструктором. С 8 октября 1941 г. в рядах действующей армии, где по инициативе Марины Расковой была сформирована женская авиационная часть. После окончания курса военной подготовки в авиашколе г. Энгельса стала штурманом полка ночных бомбардировщиков (командир полка Бершанская Е.Д.). Участвовала в разгроме немецких войск на Дону, Северном Кавказе, Кубани, Таманском полуострове. На самолёте ПО-2 бомбила переправы, склады боеприпасов, колонны мотомехчастей и бензозаправщиков, зенитные точки врага и т.п., выполняя по 8-9 боевых вылетов за ночь. Предложила метод группового взаимодействия экипажей для эффективного бомбометания. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество, смелость и отвагу, одной из первых в полку награждена орденом Красного Знамени (19.10.1942). Весной 1943 г. награждена вторым орденом Красного Знамени и Орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно). Погибла в авиакатастрофе на своём аэродроме после 369-го боевого вылета. Похоронена в станице Пашковской близ г. Краснодара.

 

* * *

Лидия Свистунова - знаменитого штурмана 46-го Таманского Гвардейского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. К сожалению, о ее жизни и боевых подвигах знают немногие. Имя Лидии Свистуновой несправедливо забыто. Ей не “повезло” погибнуть в бою. А потому она была вычеркнута советским режимом из списков героев легендарного женского авиационного полка.

В такие же весенние дни в далеком сорок третьем году в небе над Кубанью развертывалось грандиознейшее воздушное сражение второй мировой войны. Победит в нем советская авиация. Не только имена Покрышкина, Речкалова будут наводить страх на фашистов. Будут навсегда прославлены “ночные ведьмы” — летчицы легендарного, первого в мире женского авиационного полка. Фамилии мужественных девушек-летчиц Евдокии Бершанской, Марины Чечневой, Евгении Рудневой, нашей землячки Марии Смирновой еще долго не будут сходить с полос военных газет. Это сражение впервые за годы войны докажет превосходство советской авиации, которое позднее, при битве на Курской дуге, не сможет не признать даже противник.

Итак, военные женщины-летчицы. Что это? Подвиг и трагедия, позор и гордость страны. Ничего подобного не знает мир. Если непобедимую армию рейха прославила одна женщина-летчица, легендарная Ханна Райч, то советскую — целые женские воздушные полки.

В начале тридцатых годов IX съезд комсомола выдвинул лозунг: “Комсомолец на самолет!”. Вся страна покрылась сетью аэроклубов и авиашкол, была заставлена парашютными вышками. Десятки тысяч советских парней и девушек взялись за штурвал самолета.

Началась война. Сталинские “соколы”, будучи не в силах противостоять “коршунам” Геринга, сгорели в первые же дни. Мужчин-летчиков крайне не хватало. Советское командование принимает решение создать женские авиационные полки. Набор производился в большинстве своем из добровольцев, обучавшихся в свое время в аэроклубах. Девушки пошли в бой...

Они летали на крохотных По-2, сработанных из фанеры и перкаля, ночью без парашютов и прикрытия истребителей. Они совершали по восемь-десять ночных вылетов и, пересекая линию фронта, рисковали быть сбитыми даже автоматной очередью. Нагрузка, которую девушки несли на своих хрупких плечах, была не под силу даже зрелым мужчинам. В 1971 году автору статьи довелось встретиться с дважды Героем Советского Союза Г. Речкаловым. Рассказывая о женском авиационном полке, он произнес поразительные слова: “...летать днем и пить ночью совсем не то, что летать ночью и не пить вовсе...”

Лида Свистунова была настоящей советской девушкой в лучшем понимании этого слова. В школе — лучшая ученица, позднее — лучшая студентка Плехановского училища. Была удостоена звания “Лучший комсорг Москвы”. Курсант Реутовской авиашколы. Она была бесконечно чиста и до слепоты верила в свою страну, в ее светлое будущее. Да, она не знала о том времени, что знает ныне живущее поколение. И поэтому была счастлива. Лида Свистунова так и не узнает, что эта страна, в чьи идеалы она так свято верила, отвергнет ее.

Свой первый боевой вылет Лида совершила, будучи штурманом третьей эскадрильи. Одной из первых в полку открыла боевой счет врагу.

Из наградного листа на гвардии младшего лейтенанта Свистунову Лидию Александровну:

“...мобилизована в ряды действующей Красной Армии 8 октября 1941 года, на фронте с 27 мая 1942 года.

...На фронтах произвела 369 боевых вылетов на самолете По-2. Сбросила более 45000 килограммов бомбового груза. Прямым попаданием уничтожила 2 переправы, 3 зенитные точки врага, 4 прожектора, 2 склада с боеприпасами, 1 колонну бензозаправщиков, 2 колонны мотомехчастей врага.

В октябре 1942 года гвардии младший лейтенант Свистунова уничтожила войска и технику противника в районах Кизляр, Прохладного.

Свистунова Л.А. задания выполняет отлично, увлекая за собой личный состав эскадрильи. Для более эффективного бомбометания предложила метод группового воздействия экипажей... Эскадрилья Свистуновой провела 1272 боевых вылета без единого невыполненного задания.

В ночь на 27 февраля 1943 года Свистунова метким ударом разбила переправу в пункте Красный Октябрь на реке Кубань.

Март 1943 года — бомбовые удары по автоколоннам врага.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, лично проведенные 369 боевых вылетов с высокой эффективностью и проявленное при этом мужество, смелость и отвагу гвардии младший лейтенант Свистунова Л.А. достойна правительственной награды.

Командир 46-го Гвардейского бомбардировочного Краснознаменного Таманского полка, гвардии майор Бершанская (апрель 1943 года).”

На груди у Лиды тогда уже было два ордена Красного Знамени, и по принятым тогда в Красной Армии правилам (за 300 боевых вылетов и не менее пяти сбитых самолетов противника летчик-истребитель, например, получал Звезду Героя Советского Союза) ее ждала еще более высокая правительственная награда.

(Кстати сказать, высшая награда в Великобритании — Крест Виктории вручался английским пилотам всего за 31 боевой вылет.)

Бершанская пишет также наградной лист и на заместителя командира другой эскадрильи — Евдокию Носаль. На ее счету 354 боевых вылета. Бершанская уверена, что обе ее боевые подруги достойны звания Героя.

Но и той и другой летчицам не суждено было дожить до этого радостного дня...

Вернемся в весеннее кубанское небо, ставшее свидетелем триумфа советской авиации. Десятого апреля 1943 года командир третьей эскадрильи Полина Макагон и штурман Лидия Свистунова возвращались с удачного боевого, вылета на аэродром. В это же время шел на посадку и другой самолет, которым управлял молодой экипаж Юли Пашковой и Кати Доспановой. Еще неопытные летчицы не заметили в кромешной тьме находящийся под ними самолет Макагон и Свистуновой. Обе машины рухнули на землю своего аэродрома. Из четырех девушек в живых осталась только Доспанова.

Весь полк хоронил трех девушек, жертв ночной трагедии. На месте их гибели, в бывшей станице Пашковской (ныне черта г. Краснодара) на Кубани в 1965 году установлен памятник (на снимке).

Памятник Л.Свистуновой на Кубани

Две недели спустя в бою погибает и Евдокия Носаль. А еще через месяц Указом Президиума Верховного Совета СССР ей будет посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Она станет первой в истории 46-го полка женщиной-героем. Лидия Свистунова будет удостоена только ордена Великой Отечественной войны 1-й степени. По мнению советского военного начальства, летчик, погибший не в бою, героем быть не мог.

В это же время было присвоено звание Героя А. Покрышкину (354 боевых вылетов, 15 сбитых самолетов) и Г. Речкалову (194 вылета, 12 сбитых самолета).

После гибели Макагон и Свистуновой командиром третьей эскадрильи стала тоже наша землячка Мария Смирнова. В недавнем разговоре с автором этих строк Мария Смирнова высоко отзывалась о штурманском мастерстве своей предшественницы.

Весть о гибели Лиды Свистуновой долетела и до ее родного Калинина, в дом № 12 с тремя окнами, выходящими на улицу Вагжанова. Смерть Лиды потрясла ее близких, подруг, школьных учителей.

До войны Лида Свистунова была ученицей неполной средней школы № 4 (ныне –школа олимпийского резерва на улице Крылова), образцовой тогда средней школы № 8. С.Н. Волкова, классный руководитель Лиды в 8-10-м классах, создала в своем классе уголок памяти своей любимой ученицы. Со временем его экспозиция была утеряна.

Сегодня в тверской средней школе № 21 (бывшей СШ № 8) учитель истории О.И. Штыхоренко создает новый школьный музей, где уже имеется стенд, посвященный Лидии Свистуновой. Много редких фотографий и документов передал в музей троюродный брат Лиды, краевед А.Л. Власов. Сохранились воспоминания учителей Лиды – И.А. Соболева, привившего ей любовь к литературе, Н.Ф. Базановой, учителя астрономии:

“Лида Свистунова везде была лучшей ученицей. Наизусть знала пушкинского “Евгения Онегина”, прекрасно рисовала, играла в школьных спектаклях. Одной из первых в городе стала значкистом ГТО. Посещая местный аэроклуб, Лида мечтала поступить в Московский авиационный институт.” (Позднее там ей откажут за неимением летного опыта).

Быть может, живы еще школьные подруги Лидии Свистуновой — Лида Синицына, Ира Костомарова, Зоя Клюконова, сестры Петровские, которые, прочитав эту статью, тоже откликнутся?

Помнят о нашей легендарной землячке и ее фронтовые подруги. Родная сестра Инна (ныне — Кутуева) написала книгу о летчицах 46-го полка, ведет переписку с десятками школьных музеев на Кубани, в Крыму, Саратове, где чтят и хранят историю полка, его героев. С теплом говорят о Лиде М. Чечнева, Р. Аронова, Н. Мекхлин (ныне — Кравцова) — прославленные летчицы, и в мирное время не оставившие авиацию.

В нашей стране всегда любили героев-символов. Зою, Олега... Тех же, кто не подходил к этим меркам, забывали.

Историческая память — духовный стержень любой нации. Память к своему прошлому объединяет народ и в радостях, и в бедах. В России с этим всегда было плохо. Мы не помним тех, кто отдал свою жизнь за нас живущих, за Отчизну. Да, созданы книги памяти о не вернувшихся с Великой Отечественной, погибших в Афганистане. Но как порой скромны и убоги строки, написанные об этих людях. Как мало мы знаем о них...

Хочется верить, что настало другое время. Другой взгляд на историю. Уже не сыплются звезды на грудь “высокопоставленным” героям. Возвращают славные имена героев, бывших неугодными тоталитарному режиму. Пора “простить” и Лидии Свистуновой ее нелепую смерть. Ее имя должно найти достойное место в шеренге Героев России!

ШАРКОВ Ю. Имя твое известно - подвиг твой забыт // Вече Твери. - 1998. - 16 апр. - С. 6: фот.

Литература:

Кутуева И.А. Верность. - Киев, 1999. - 256 с.

Аронова Р. “Ночные ведьмы”. - Саратов, 1983. - С. 116.

Магид А. Гвардейский Таманский авиационный полк. - М.,1953. - С.67, 94, 95, 104, 108.

Чечнева М.П. Боевые подруги мои. - М., 1975. - С.89, 108, 268, 269, 272, 339.

Чечнева М.П. Небо остаётся нашим. - М., 1976. - С.88, 89, 101, 104, 110.

Чечнева М.П. Самолёты уходят в ночь. - М., 1962. - С.69.

 

.

 


Назад

К главному меню