Чохонелидзе Николай Александрович


Чохонелидзе Н.А.   

Родился 1 мая 1920 года в г.Cаратове. В связи с сильным голодом в Поволжье отец был вынужден отправить семью к брату в Грузию в высокогорный район Лечхуми, пограничный со Сванетией. В 1925 года переехали в г.Сталинград, где в 1938 году окончил среднюю школу и поступил во 2 ЛКАУ в г.Ленинграде. В армии с 4 августа 1938 года. Воинское звание – гвардии полковник. В октябре на базе Артиллерийской академии им.Дзержинского формируется новое 3 ЛКАУ повышенного типа, трехгодичное, куда по спецнабору был переведен из 2 ЛКАУ. После трехлетнего обучения ему было присвоено воинское звание лейтенанта, и для дальнейшего прохождения военной службы он был направлен в 28-й ордена Ленина КАП, который стоял на границе с Финляндией. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

Участник боевых действий по прорыву 900-дневной блокады Ленинграда и освобождению Ленинградской области от фашистских захватчиков. В боевых действиях участвовал в штурме линии Маннергейма, освобождении ряда городов – Выборга, Новгорода, Пскова, Таллина, Кенигсберга, Варшавы, островов Муху, Воормси, Эзель (Сааремаа), полуострова Сырье в Восточной Пруссии и в ряде морских десантных операций. За время службы в армии прошел все командные должности – от комвзвода до командира дивизии. В книге Н.А.Жданова "Огневой щит Ленинграда" написано: "На Ленинградском фронте выросла целая плеяда замечательных разведчиков, внесших свой ценный вклад в дело победы над гитлеровскими захватчиками. Такие офицеры, как ... капитан Н.А.Чохонелидзе и другие, являлись "профессорами" своего дела..." Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в г.Москве, кроме того, 22 парадов в г.Москве, будучи начальником гарнизона Парадной площади, и трех парадов в г.Ленинграде на Дворцовой площади. Неоднократно приглашался на правительственные приемы в Кремль. Образование высшее. Боевые награды: два ордена Красного знамени, два ордена Отечественной войны I и II степени, три ордена Красной Звезды, две медали "За отвагу", медаль "За боевые заслуги", "За безупречную службу" и 20 других медалей. Кроме того, 107 раз поощрялся министром обороны СССР, главнокомандующим Сухопутных войск, командующим войсками МВО. Награжден почетной грамотой Калининского облсовета, Советского комитета ветеранов войны, Ленинградского облсовета ДОСААФ, отличник ГО. Имел изобретения и рацпредложения, которые были реализованы в армии. Водитель танка 3-го класса, специалист 1-го класса, права шофера 2-го класса. Мастер спорта СССР. После увольнения из Советской Армии работал проректором КПИ и на кафедре инженерной геодезии, зам. декана ГТФ по ГО на общественных началах. На протяжении ряда лет избирался депутатом горсовета и членом горкома КПСС.

Воспоминания

В период блокады Ленинграда противник ожесточенно терроризировал жителей города обстрелами из артиллерийских орудий, собранных со всей Европы. К ним фашисты добавили еще и 420-миллиметровую мортиру, которая называлась “Толстая Берта”. Ее снаряд весил около 900 кг и был предназначен специально для уничтожения мостов. Мортира была установлена на железнодорожных платформах и двигалась по рельсам. Сделав один выстрел, она исчезала, и появлялась потом в другом месте.

Нам была поставлена боевая задача – уничтожить это орудие. Но для артиллерии нужны его точные координаты. Для их получения пытались использовать данные визуальной, звукометрической, оптической, аэрофоторазведки, но безрезультатно. Было решено использовать привязной аэростат, хотя он очень беззащитен, да, и горит всего 30—40 секунд.

После соответствующей подготовки меня подняли в воздух. Но вдруг налетел порывистый ветер, и аэростат, натянув тросс, стремительно нырнул к земле, ударившись о землю, он отскочил как мячик, и снова поднялся в воздух. Не успел я прийти в себя от таких пируэтов аэростата, как был обстрелял батареей противника. Разрывы окружили аэростат. Меня срочно подтянули к земле.

Для того чтобы запутать фашистов, стали поднимать ложный аэростат с чучелом в корзине (гондоле). Подъем ложного аэростата привел к тому. Что противник стал привыкать и меньше обстреливать его. Мы стали попеременно поднимать и ложный, и боевой аэростаты с наблюдателем.

В конце концов с высоты 500—600 метров стал просматриваться участок железной дороги по которому продвигалась “Толстая Берта”. По моим сообщениям по телефону за несколько подъемов ее движение было нанесено на карту. Подготовил данные для открытия огня батареи.

Поднялся в корзине для управления ее огнем. Только бы “Берта” не подвела и пришла на свидание. Высота 500 метров. Облачность низкая. Аэростат потонул в ее перине облаков. Корзина наполнена влажным пухом. По спине бегают мурашки. Трудно удержать нервную дрожь. Глаза ломит от напряжения, они начинают слезиться. Хорошо, что нет обстрела. Минуты тянутся вечностью.

НО вот на горизонте появился небольшой шлейф дымка паровоза-тягача. Он пробегает по верхушкам сосен. Главное сейчас – уловить момент встречи с координатами, подготовленными для открытия огня. Но враг то ли догадался. Что ли для прикрытия “Берты” начал обстрел аэростата бризантными гранатами. Завспыхивали вокруг черно-серые гроздья разрывов, жужжат осколки. Того и гляди, зажгут аэростат. А до земли далеко летать, да еще и без парашюта. Тут на нашу беду появились “мессеры”. К счастью, наши истребители их перехватили. Вокруг нас карусель боя – треск пулеметных очередей. И вдруг вспышка яркого пламени. Но “Берта” ли это? Хотя в этом месте ее позиция.

Сорвавшимся голосом подаю команду: “Залпом! Огонь!” Мощные залпы разрывов накрыли цель. Но “Берта” ли была?! Мы не знали. Позже пленный офицер-артиллерист показал, что ствол “Толстой Берты” был поврежден прямым попаданием, и фашисты отправили ее на переплавку в Германию.

Так мы рассчитались с “Толстой Бертой”!

 

 


Назад

К главному меню