Хроника событий 2000 года


 

.

 

Хочет ли суворовец стать генералом?

В канун освобождения Калинина самое время вспомнить о нашем суворовском училище, поскольку свою историю оно ведет с военного 1943-го. Калинин еще лежал в руинах, а училище уже приняло первых учащихся, мальчиков-сирот, к 13-14 годам пережившим многое. С 1943 по 1991 годы училищем руководили генерал-лейтенанты, последние девять лет на этом посту генерал-майор Юрий Федоров. Тверское суворовское – это 800 юношей в возрасте от 14 до 17 лет, 120 офицеров – прапорщиков и контрактников. Четыре главных корпуса, прачечная, баня, продовольственный и овощной склады, мастерская производственного обучения, автомобильный класс, парк машин, стадион, стрелковый тир, летний лагерь в Кокошках…

Пост в коридоре учебного корпуса. Шкет росточком “метр с кепкой”, старательно распрямив плечики и прижимая руки “по швам”, делает шаг в мою сторону.

- Позвольте узнать цель вашего визита?

Теряюсь: по сути вопрос вполне естественный, но форма, в которой он задан, просто ошарашивает. От обитателей армейского заведения всегда ожидаешь, к сожалению, прямолинейности, а тут – столь витиеватая речь…

- Цель? Познакомиться…

Подполковник Моряков рядом со мной воспринимает происходящее как должное, но, чувствуется, доволен: гость следует по училищу не один, а порядок соблюден как полагается.

Суть и форма

Начальник отдела кадров училища подполковник Игорь Моряков в январе 1993 года приехал из Германии. Начинал офицером-воспитателем в роте. Хорошо знает жизнь училища в течение последних семи лет.

- Вы видите, у нас все сверкает! А так ведь было не всегда. Училище полностью отремонтировано за последние годы, построили отапливаемую теплицу, чтоб свои овощи были. Два года назад приезжал министр обороны Игорь Сергеев, и ему у нас понравилось.

Год назад комиссией центрального аппарата Министерства обороны и управления Московского военного округа у нас проводилась комплексная проверка. Училище признано лучшим в России среди всех суворовских училищ, всего их семь в стране. Успехи выпускников в 1999-м: пятеро получили золотые медали, еще трое – серебряные, с аттестатом на “четыре” и пять” закончили обучение 94 суворовца. 53 человека получили удостоверение переводчика. Училищу вручен переходящий приз – бюст Александра Суворова, который пока все еще находится здесь в парадном зале. В 2000 году среди выпускников было уже 15 золотых медалистов, семеро получили “серебро”, 275 человек из 839 закончили училище с оценками “четыре” и “пять”. Процент поступающих в военно-образовательные учреждения Министерства обороны бывает разным, самым высоким он был в прошлом году – 99,7. Этот процент – не самоцель. Главное – научить и воспитать. Моряков продолжает.

- Процесс образования и воспитания – един. Так не бывает, чтобы учителя – сами по себе и дети сами по себе.

Не бывает? Думаю про себя: сколько угодно, к сожалению. В каждой нашей школе.

Кого учим?

Вырастить из суворовцев людей военных – это, конечно, не самоцель. Воспитать уважение к армии – да, обязательно, доказав, что в ней не все дуболомы и солдафоны. Эта прекрасная цель достигается не мановением волшебной палочки. Выразительная цифирь, отражающая качество знаний выпускников, особенно хорошо смотрится, когда вглядишься, каких ребят принимают в училище. Уже четвертый год при поступлении вообще нет конкурса. Если сдал на две тройки – прошел “на ура”. Дальше выбирают из тех двоечников, которые сделали меньшее количество ошибок. Перед глазами начальника училища Юрия Федорова – учебная ведомость, предваряющая отметки за семестр ребят первого года обучения.

- На тех, у кого три двойки, я и не смотрю. Будем думать, что делать с теми, у кого их пять. Это кандидаты на отчисление. Но не сразу. Будем использовать все возможности. Ведь на детей здесь огромная нагрузка. А мы, взрослые, понимаем, что вся жизнь в училище идет по системе “казаки-разбойники”. Они прячут свои секреты, шпоры пишут, терпят наши строгости… Был командиром дивизии, и вот уже девять лет здесь. Знаю одно: с ребятами нельзя по-солдафонски! Их ведь ничем не возьмешь. Надо уважать их ценности. Все по большому счету зависит от командира взвода и роты. Вот Олег Агафонов прекрасный взводный, бывший афганец, его взвод, может, не самый блестящий по учебе, но лучший по организованности, по дружбе. Не верьте, когда вам говорят, что у нас основной метод воспитания – кнут. Ничего подобного! Кнутом ничего не сделаешь!..

Половинка лампаса

О ценностях: хорошо, если это действительно ценности, а не обманка. Накануне моего прихода многие командиры в училище не спали. Убежали два мальчика из первой роты, один сирота, другой увязался следом, за компанию. К утру нашли. Командиры говорили об этом факте немногословно. Прояснили то, что произошло, Андрей Рахманов и Саша Кречетов из 4-го взвода первой роты.

- Не хотят учиться, так кто заставит? А эти еще и взвод обокрали, хэ-бэ унесли.

Стало ясно, что тут именно такой случай, когда во взводе и роте все одинаково относятся к происшедшему. Спрашиваю ребят: вы здесь всего-то четвертый месяц, привыкли? Как теперь относитесь к военным?

- Военные – те же люди, что и все, только у них еще погоны на плечах. А это значит больше ответственности. Здесь все держится на порядке.

- И на страхе?

- Когда я в школе учился, знаете, как директрису боялся! У нее было такое злое лицо, просто коленки тряслись. А у генерала лицо доброе, и к нему подойти не страшно. Я долго сначала удивлялся этому, а теперь уже привык. А кормят нас как? Вон в Питере, мы слышали, - одна каша. У нас все есть - пойдете с нами обедать, сами увидите.

Во время разговора с начальником училища обнаружилось, что его доброе лицо – тоже звено в общей цепи воспитательных величин, представьте себе. Доброе лицо – величина скорее психологическая, но очень существенная.

- Строгим с ребятами должен быть кто? Взводный, старшина, командир роты. Я обязан быть с ними добрым. У нас заведено: если вдруг не дай бог какое нарушение социальных прав, белье рваное, баня не вовремя или каша не та – замкомвзвода, а это такой же суворовец, как и все остальные, имеет право идти прямо ко мне. Было дело, год назад приходили с кашей. Тогда произошло маленькое недоразумение, быстро разобрались. Просто так в коридоре училища всегда могут подойти, если надо.

Да, не забыть объяснить, что такое “половинка лампаса”. Это связано с особым отношением суворовцев к тому факту, что возглавляет училище генерал, который носит форму с особыми лампасами – два широких и один узенький. Узкий лампас – офицерский, один широкий носят воспитанники суворовских училищ. Получается, что генерал – это и офицер, и суворовец, и генерал, все в одном лице. Мальчишки не могут спокойно относиться к генеральскому чину начальника – возможно, потому, что “плох тот солдат, который не носит в своем мешке жезл фельдмаршала”. Впрочем, много о генеральстве они, конечно, не рассуждают. И если на какого-то генерала хотят быть похожими, так только на генерала Федорова.

 

Лучший ротный Панов

На попечении командира первой роты подполковника Андрея Панова 160 человек, возраст – 14-15 лет. Большинство – сироты, дети погибших военнослужащих, из неполных семей. Многие из них поймут не сразу, зачем им суворовское училище. Зато это прекрасно понимают их родители. Время жутковатое, сам справишься ли с ребенком – еще неизвестно, а тут, может, что-то и получится из парня.

- У нас любой офицер не только командир, но и воспитатель. Здесь должен работать тот, у кого и огромный опыт общения с личным составом, и свои дети есть к тому же. Есть у нас один такой офицер, ну такой уж был строгий, просто ни в чем спуску не давал. Свой ребеночек у него тогда совсем маленький был. А теперь дитя стало подрастать, и уже обозначились первые проблемы, так что смотрим – офицер наш понемногу другим становится. Да, строгость должна быть, но разумной.

Когда выясняется, что офицер не способен меняться вместе со своими воспитанниками, что нет у него контакта с родителями и детьми, бывает, и уволиться предлагают или тихонько переводят в другое место. Не пойдет работа у того, кого ребята прозвали “Витя-шланг”, и это нужно понимать. Генерал Федоров понимает.

- Это же не яму копать – там да, можно работать до изнеможения, в этом есть смысл. А воспитатель – это от бога, либо есть, либо нет.

 

“Люминий”, говоришь?

Что же происходит за три года с троечниками, приходящими в училище после 8-го класса? Откуда берутся высокие показатели по учебе? Ну конечно, система дисциплинирует, приучает к порядку, в ней есть все то, чего лишена система обучения в школе – стабильность и последовательность, обеспечиваемые дисциплиной, как говорится, в учебе и быту. Педагог в училище чувствует себя человеком: ученик 10-11-го класса не явится на урок с похмелья и не позволит себе непечатных выражений. Что понял суворовец выпускного класса и чего еще не понимает его однокорытник из первой роты? Первые месяцы еще слишком много непонятного и к маме хочется. А старшекурсник, кое-что уже постигший, говорит так: “Дураком быть не хочу, это я уже понял. Хочу быть человеком, но не уверен, что смогу это сделать “на гражданке”. Кто там меня заставит?”

Как видите, наступает момент, когда суворовец способен оценить порядок и нажим. Но до такого понимания надо еще дорасти.

Выработать в себе способность к организованности – качество ценное, и не надо путать его с готовностью подчиниться. Между прочим, тверских суворовцев не особенно любят в военных училищах – “слишком много рассуждают”. Здесь они привыкли спокойно подходить к взводному, ротному, да и генерал по-дружески пообщается. А там этого не любят, а живого генерала только по телевизору видели. К тому же наши на три головы выше тех, кто приходит в училище с “гражданки”: им, как говорится, старшина сказал “люминий”, значит, “люминий” и есть. А наши обо всем свое мнение имеют.

Вот только не подумайте, что в училище тишь да гладь, божья благодать. Пришел день – пришли проблемы. Как же без них? Думаю, важно, что взрослые признают существование неписаной автономии учащихся и правильно к ней относятся. Иногда делают вид, что кое-что не заметили. Или заметили, но спустя какое-то время, когда уже пора действовать. Сейчас, например, в увольнение ребят со 2-го и 3-го курсов отпускают только “вместе с мамой”. Патруль застал их влетающими в электричку с бутылкой пива и сигаретами в руках. Запрет на самостоятельные увольнительные наложен до каникул. Там – посмотрим…

“Вся Тверь” № 51 (г. Тверь), 15.12.2000,
“ Хочет ли суворовец стать генералом?”,
Нина Злаказова

 

 

.

 


Назад

К главному меню